Суббота
11.05.2024
12:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Ильинский детский сад" комбинированного вида
Главная Мой профиль Выход

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Экологические настольно-печатные игры.

Опубликовано: Альманах экологического образования и просвещения. – В 2-х т. – Т. 2. – Мат. Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: КАНЦЛЕР, 2011. – С. 6 – 7.

 

Экологические настольно-печатные игры

Аверина Г. А.а, Карпухина Г. А., Иванова А. И.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ильинский детский сад» комбинированного вида, Кемеровская область

E-mail: iai-msoff1@yandex.ru

 

В принципе, человек может получать знания из 3-х источников:

- из непосредственного наблюдения объектов, процессов и явлений; 

- от другого человека (педагога, родителя, товарища, книги, СМИ, Интернета и т. п.);

-  самостоятельно «вычислять» новые знания путем логических рассуждений.

В настоящее время одна из серьезных проблем экологического образования заключается в том, что в образовательных учреждениях всех уровней доминирующее положение занимает второй источник знаний; первый и третий используются неоправданно редко. Это негативно  сказывается на развитии образного и логического мышления детей. Но экологически грамотный человек должен сам видеть в реальной природе позитивные и негативные тенденции и на основе собственных логических умозаключений предвидеть ближайшие и отдаленные последствия этих тенденций; значит, у него должно быть хорошо развито образное и логическое мышление.

Стремясь к решению этой задачи,  наш детский сад разработал более 100 настольно-печатных экологических игр, основанных на интересных (более 2000) фотографиях животных, находящихся в естественных условиях. В ходе игры дети раскладывают фотографии в задуманной ими последовательности (по принципу «Что сначала? Что потом?») и на их основе составляют рассказ о событиях из жизни животного. Отдельные факты они берут из фотографий, а связующие элементы, объединяющие фото в единый сюжетный рассказ, додумывают путем логических рассуждений.  Другие участники игры слушают этот рассказ, дополняют и изменяют его, спорят, возражают и доказывают. Педагог, как правило, в игру не вмешивается, но незаметно следит за ее ходом и становится заинтересованным консультантом или арбитром, если его просят об этом.

Все игры делятся на 3 группы.

В играх линейного типа события имеют начало и конец, фотографии раскладываются в линию. Любое нарушение последовательности событий сразу замечается игроками. Примеры таких игр: «Закат солнца», «Возраст человека» (кто старше?), «Развитие кошки (собаки, ежа, слона, лошади, свиньи и мн. др.)». В группу циклических игр отнесены те, в которых нет фиксированного начала и конца; это «Сезонные изменения в природе», «Суточные изменения», «Развитие курицы», «Развитие лягушки» и др. Поскольку здесь представлены циклические процессы, фотографии раскладываются не линейно, а «в кольцо».

Игры третьего типа названы вариативными. Они  рассчитаны на развитие творческого воображения. Раскладывая предложенные фотографии, дети самостоятельно придумывают рассказы о событиях, якобы, произошедших с живым объектом. Например, набор «Волки» содержит 59 фото. Младшие дети просто находят взрослых волков и волчат, убеждаются, что волки бывают разными, отвечают на вопросы педагога; у старших возникает большой простор для развития воображения. На базе одного и того же набора, выкладывая фото в разной последовательности, они создают разные рассказы о событиях жизни волков, об их приспособлении к жизни в лесу.

В других наборах богато представлена жизнь кошки, собаки, белых и бурых медведей, белок, мышей, лисиц, зайцев, коров, жирафов, улиток и многих-многих других животных

Особняком стоят подборки фото по темам:

- «Кто здесь спрятался?», демонстрирующие маскировочную окраску животных,

- «Кто это?», позволяющие по внешним признакам определить принадлежность незнакомых животных к тому или иному таксону,

- «Что нарисовано на теле бабочки?», формирующие экологические представления о значении окраски для животного, о приспособлении слабых животных к условиям жизни;

- «Чей это детеныш?», когда детям даются парные фотографии с изображением детеныша и взрослого, причем не только птиц и зверей, но и лягушек, гусениц с бабочками и др.,

- «Как общаются между собой животные?» (например, собака с собакой, с кошкой, с другими животными),

- «Как относится животное к человеку?»,

- «Как относится человек к животным?» (естественно, негативные варианты взаимоотношений здесь отсутствуют),

- «Какую пользу приносят животные человеку?»   и мн. др.

Формы работы с фотографиями. Обычно игры проводятся в свободное время. Используются как индивидуальные (1 – 4 человека), так и коллективные (подгруппа или группа) методы. При коллективной работе возможны 2 варианта: 1) все дети работают одновременно, но с разными наборами фотографий; 2) каждому ребенку дается по 2 – 4 фотографии, и они выкладывают их по очереди, придумывая единый, общий для всех, сюжет.

Педагогические условия использования настольно-печатных игр.

1. Учитывая возраст и уровень знаний, педагог дает ребенку от 2 до 15 фотографий.

2. Организуя данные игры, педагог не проводит никакой предварительной работы. Все знания, необходимые для рассказа, дети получают, рассматривая фотографии и делая логические умозаключения. Следовательно, эти игры не только пополняют багаж природоведческих знаний, но и формируют такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, экстраполяция, индукция и дедукция, логические построения, воображение, фантазия.

Опыт использования этих игр показал, что дети с удовольствием играют в них, просят давать все новые и новые фотографии, сочиняют рассказы, и от раза к разу, по мере накопления знаний и опыта, эти рассказы становятся все богаче и интереснее. Главная же задача педагога – сохранить свободу детей, не превратить игру в опрос. С помощью данных игр педагог легко может отследить, как расширяется круг естественнонаучных и экологических представлений детей, но всю диагностику он осуществляет методом наблюдения за играющими и не превращает ее в тестирование или экзамен. Предлагаемый набор фотографий будет определяться как индивидуальными особенностями детей, так и общими целями и задачами диагностики.

Заключение: описываемые здесь настольно-печатные экологические игры не только формируют естественнонаучные и экологические представления детей, но развивают речь, образное и логическое мышление дошкольников. Кроме того, они могут служить основой диагностики естественнонаучных и экологических представлений детей разного возраста, начиная со среднего дошкольного.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ymanskai_nv (29.11.2016)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПОС Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта