Суббота
11.05.2024
17:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Ильинский детский сад" комбинированного вида
Главная Мой профиль Выход

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Формирование экологических представлений средствами физкультуры

Опубликовано: Социально-экологическая воспитательная среда: теория и практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2011. – С. 33 – 36.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Г. А. Аверина, А. И. Иванова

МДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного вида

пос. Ильинка Новокузнецкого района Кемеровской области

 

   Развивая идею комплексного подхода к построению педпроцесса, мы более детально изучили возможность использования физкультуры для формирования у детей естественнонаучных и экологических представлений. Мы считаем: если занятие  по физкультуре имеет конкретный природоведческий сюжет, это позволяет детям, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью как бы изнутри. Нами разработаны и апробированы следующие занятия:

- ознакомление с животными – 6 занятий,

- формирование представлений о человеке – 3 занятия,

- формирование представлений о биоценозах и охране природы – 1 занятие.

   Дети относятся к таким сюжетным занятиям с большим интересом. Они быстро включаются в игру, легко входят в образ, поэтому значительно лучше понимают ощущения и переживания животных, ежедневно сталкивающихся с проблемами добывание пищи, спасения от врагов, воспитания детенышей и пр. Формирование экологических представлений обеспечивается за счет развития у детей способности логически «вычислять» вероятные формы поведения живых объектов в каждой конкретной ситуации. По мере накопления опыта и понимания смысла подобных игр дети гораздо быстрее входили в образ и настолько остро сопереживали своим животным, что у «коршуна» не поднималась «лапа», чтобы схватить цыпленка, а «крокодил» не мог заставить себя поймать обезьянку, хоть в обыденной жизни они догоняют и ловят друг друга с большим удовольствием. Мониторинг заключался в отслеживании скорости, с которой дети реагируют на описание педагогом новых событий и на точности выполнения соответствующих действий.

   Опыт показал, что подвижные игры экологической направленности оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребенка:

- расширяют представления детей о животном мире,

- способствуют формированию эмпатии, способности сопереживать животным, создают предпосылки для осознания необходимости беречь и охранять все живое;

- оказывают положительное влияние на способность анализировать и понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный образ;

- стимулируют развитие образного и логического мышления;

- облегчают формирование целеполагания, т. к. в каждый конкретный момент дети знают, зачем они проделывают то или иное действие, и стараются выполнить его как можно лучше, поскольку от этого зависит сохранение своей жизни и жизни детенышей, нахождение еды, спасение от врагов.

   Играя, дети не утомляются, раскрепощены, чувствуют себя свободно. следовательно данные методы обучения можно рассматривать как природосообразные, поскольку они соответствуют природе детей дошкольного возраста. Это позволяет внести определенный вклад в проблему внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

   Личностно - ориентированный подход реализуется за счет того, что каждый ребенок выполняет упражнения с интенсивностью, которая соответствует уровню его физической подготовки. Занятия предоставляют большие возможности для  развития самообучения и взаимообучения детей.

Методические рекомендации

1. Каждое занятие этого типа проводятся в два этапа. Задача первого этапа – актуализировать знания, которые понадобятся на занятии. Для этого проводится вводная беседа, базирующаяся на натуралистических фотографиях, на которых  запечатлены события, предусмотренные во второй части. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, многие реальные события из их жизни, движения, позы, формы поведения. Продолжительность беседы не превышает 5 минут.

   Второй этап полностью является физкультурным.  Его продолжительность соответствует возрастным нормативам, предусмотренным Программой. Педагог отказывается от привычного тона инструктора по физкультуре и переходит на повествовательный тон рассказчика, описывающего различные события из жизни изучаемых объектов. Дети изображают эти события. При таком подходе у детей тренируются многие мыслительные операции, т. к. они должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его и трансформировать в  собственные действия. Если учесть, что рассказ ведется без перерывов и пауз, детям приходится выполнять значительную умственную нагрузку. Это способствует формированию умственных умений, а также способствует развитию детской фантазии, внимания и воображения.

2. Второй этап можно проводить в двух вариантах. В первом варианте обеспечивается достаточно высокий уровень физических нагрузок, соответствующий общим требованиям к физкультурным занятиям. Все действия повторяются много раз в достаточно быстром темпе. Второй вариант проводится как развлечение: дети просто моделируют требуемые действия, и тогда общая физическая нагрузка остается небольшой.

3. В ходе занятия педагог так строит свой рассказ, чтобы дети не выходили из образа, поэтому он не использует слов, характерных для традиционного физкультурного занятия (например, «Ребята», «Сделаем упражнение» и т. п.).

4. Педагог следит, чтобы на занятии сообщались только истинные естественнонаучные сведения и факты, чтобы отсутствовали нереальные и сказочные элементы. Такое тоже допустимо, но тогда  занятия становятся не экологическими, а развлекательными.

5. Беря на себя роль инициатора и руководителя игры, педагог задает ей определенное направление, регулирует ее темп и ритм, активизирует детей. Благодаря отсутствию контроля и дисциплинарных воздействий у детей создается ощущение психологического комфорта. Они раскрепощаются. В это время особого внимания требует проблема управления поведением детей в условиях повышенной двигательной активности и раскрепощения. Она решается за счет достаточно высокого темпа занятия, свободного владения материалом, умения заметить первые признаки дестабилизации ситуации, десинхронизации в деятельности детей и вовремя предотвратить возникновение негативных моментов.

6. Описываемые комплексные занятия целесообразно проводить 1 – 2 раза в месяц за счет как физкультурных, так и познавательных занятий. Более частое планирование (1 - 2 раза в неделю) усложняет реализацию традиционных задач физического воспитания, а более редкое (1 раз в 2 – 3 месяца) снижает эффективность естественнонаучного образования и не дает возможности детям понять смысл занятий подобного типа.

Категория: Мои статьи | Добавил: ymanskai_nv (29.11.2016)
Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПОС Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта