Воскресенье
12.05.2024
06:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Ильинский детский сад" комбинированного вида
Главная Мой профиль Выход

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Инновационнная деятельность ДОУ

Опубликовано: Управление дошкольным образованием. – 2011. - № 5. – С. 76 – 80.

ИННОВАЦИОННАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДОУ

Иванова А. И., Уманская Н. В.,

«Ильинский детский сад» комбинированного вида

  Цель настоящей статьи – показать, что в современных условиях дошкольное образовательное учреждение имеет широкие возможности для осуществления поисковой и инновационной деятельности.

  Под инновационными процессами понимается комплексная деятельность учреждения по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

   Каждую инновацию характеризует ряд количественных и качественных признаков, которые позволяют объективно оценить значимость инновации и степень новизны апробируемых новшеств. В соответствии с представлениями М.М. Поташника и В. С. Лазарева, каждая инновация имеет определенный жизненный цикл, в котором можно выделить 9 ступеней (таблица 1).

 

     Жизненные циклы инноваций Ильинского детского сада

 

 

Название инноваций

Ступени

Номер

Название

Создание экологической тропы

9

Финиш

Внедрение детского экспериментирования как ведущего метода обучения, учитывающего возрастные особенности мыслительных процессов дошкольников

9

Финиш

Комплексный подход к организации педагогического процесса на основе модульного принципа

9

Финиш

Формирование экологической развивающей среды

6

Насыщение

Организация лаборатории

6

Насыщение

Экологическое образование и детей дошкольников

5

Диффузия

Использование метода моделирования для формирования у детей экологических понятий и представлений

4

Освоение

Формирование естественнонаучных представлений средствами физкультурных и музыкальных игр

2

Быстрый рост

Формирование естественнонаучных представлений с помощью дидактических игр, разработанных самостоятельно

1

Старт

Формирование естественнонаучных представлений с помощью конкурсов, викторин, КВН

1

Старт

Формирование естественнонаучных представлений с помощью развлечений

1

Старт

 

      Кроме этого, инновации можно оценивать и по другим параметрам.

  В Ильинском ДОУ модификационными были такие новшества, как формирование экологической развивающей среды. Для нас проблема нова в плане подбора растений и использования их в педагогическом процессе, поскольку способствует осознанному восприятию детьми экологических понятий и представлений.

   Как комбинаторную мы оцениваем создание лаборатории и экологической тропы. Под лабораторию выделено специальное помещение, в котором дети проводят опыты, требующие длительного наблюдения. Здесь собрано оборудование, хранятся коллекции, имеются макеты.

    Экологическая тропа насчитывает 33 объекта. В ее паспорте рядом с фотографией каждого объекта дано его описание и темы бесед (в количестве от 3-х до 12-и), которые можно провести на его базе.

    Идеей, высказанной ведущими учеными, но не внедренной в практику, является детское экспериментирование. Данное нововведение является системным и радикальным. Оно позволяет создавать и накапливать собственный опыт, давать концептуальное обоснование новых воспитательно-образовательных систем. На его основе опубликовано 6 пособий.

     Как радикальный, мы апробировали метод моделирования. Масштаб инноваций оценивается как системное нововведение, а инновационный потенциал – как радикальный. В основу положены собственные научные разработки, позволяющие детям моделировать различные экологические ситуации и прогнозировать их последствия с помощью динамических моделей.

    Помимо моделей этого типа, в ДОУ имеется много статических моделей, инновационный потенциал которых оценен как модификационный.

   Системным и радикальным является модульный принцип организации педагогического процесса. Данная инновация прошла все ступени жизненного цикла. Основанием для ее внедрения послужили те негативные моменты, которые отмечаются в системе дошкольного образования:

- приближение педпроцесса к школьной модели обучения;

  • уменьшение удельного веса игры в учебном процессе;
  • усиление авторитарности педагога в отношении детей.

     Выдвинутая гипотеза о том, что модульный принцип организации педагогического процесса позволит ослабить вышеупомянутые негативные тенденции, оправдалась.

    Радикальными планируется сделать инновации, которые пока находятся на 1-й ступени своего жизненного цикла. Они нацелены на разработку разнообразных игр, которые позволят детям не только закреплять знания, полученные ранее, но и приобретать новые.

   Заключение. Из сказанного следует, что в настоящее время в системе дошкольного образования имеются все условия для осуществления педагогического эксперимента. Мотивацией для этого служит стремление ДОУ к совершенствованию педагогического процесса, к созданию природосообразной модели обучения, которая учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и максимально использует их преимущества для развития личности ребенка-дошкольника.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ymanskai_nv (29.11.2016)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПОС Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта