Опубликовано: Альманах экологического образования и просвещения. – В 2-х т. – Т. 2. – Мат. Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: КАНЦЛЕР, 2011. – С. 6 – 7.
Экологические настольно-печатные игры
Аверина Г. А.а, Карпухина Г. А., Иванова А. И.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ильинский детский сад» комбинированного вида, Кемеровская область
E-mail: iai-msoff1@yandex.ru
В принципе, человек может получать знания из 3-х источников:
- из непосредственного наблюдения объектов, процессов и явлений;
- от другого человека (педагога, родителя, товарища, книги, СМИ, Интернета и т. п.);
- самостоятельно «вычислять» новые знания путем логических рассуждений.
В настоящее время одна из серьезных проблем экологического образования заключается в том, что в образовательных учреждениях всех уровней доминирующее положение занимает второй источник знаний; первый и третий используются неоправданно редко. Это негативно сказывается на развитии образного и логического мышления детей. Но экологически грамотный человек должен сам видеть в реальной природе позитивные и негативные тенденции и на основе собственных логических умозаключений предвидеть ближайшие и отдаленные последствия этих тенденций; значит, у него должно быть хорошо развито образное и логическое мышление.
Стремясь к решению этой задачи, наш детский сад разработал более 100 настольно-печатных экологических игр, основанных на интересных (более 2000) фотографиях животных, находящихся в естественных условиях. В ходе игры дети раскладывают фотографии в задуманной ими последовательности (по принципу «Что сначала? Что потом?») и на их основе составляют рассказ о событиях из жизни животного. Отдельные факты они берут из фотографий, а связующие элементы, объединяющие фото в единый сюжетный рассказ, додумывают путем логических рассуждений. Другие участники игры слушают этот рассказ, дополняют и изменяют его, спорят, возражают и доказывают. Педагог, как правило, в игру не вмешивается, но незаметно следит за ее ходом и становится заинтересованным консультантом или арбитром, если его просят об этом.
Все игры делятся на 3 группы.
В играх линейного типа события имеют начало и конец, фотографии раскладываются в линию. Любое нарушение последовательности событий сразу замечается игроками. Примеры таких игр: «Закат солнца», «Возраст человека» (кто старше?), «Развитие кошки (собаки, ежа, слона, лошади, свиньи и мн. др.)». В группу циклических игр отнесены те, в которых нет фиксированного начала и конца; это «Сезонные изменения в природе», «Суточные изменения», «Развитие курицы», «Развитие лягушки» и др. Поскольку здесь представлены циклические процессы, фотографии раскладываются не линейно, а «в кольцо».
Игры третьего типа названы вариативными. Они рассчитаны на развитие творческого воображения. Раскладывая предложенные фотографии, дети самостоятельно придумывают рассказы о событиях, якобы, произошедших с живым объектом. Например, набор «Волки» содержит 59 фото. Младшие дети просто находят взрослых волков и волчат, убеждаются, что волки бывают разными, отвечают на вопросы педагога; у старших возникает большой простор для развития воображения. На базе одного и того же набора, выкладывая фото в разной последовательности, они создают разные рассказы о событиях жизни волков, об их приспособлении к жизни в лесу.
В других наборах богато представлена жизнь кошки, собаки, белых и бурых медведей, белок, мышей, лисиц, зайцев, коров, жирафов, улиток и многих-многих других животных
Особняком стоят подборки фото по темам:
- «Кто здесь спрятался?», демонстрирующие маскировочную окраску животных,
- «Кто это?», позволяющие по внешним признакам определить принадлежность незнакомых животных к тому или иному таксону,
- «Что нарисовано на теле бабочки?», формирующие экологические представления о значении окраски для животного, о приспособлении слабых животных к условиям жизни;
- «Чей это детеныш?», когда детям даются парные фотографии с изображением детеныша и взрослого, причем не только птиц и зверей, но и лягушек, гусениц с бабочками и др.,
- «Как общаются между собой животные?» (например, собака с собакой, с кошкой, с другими животными),
- «Как относится животное к человеку?»,
- «Как относится человек к животным?» (естественно, негативные варианты взаимоотношений здесь отсутствуют),
- «Какую пользу приносят животные человеку?» и мн. др.
Формы работы с фотографиями. Обычно игры проводятся в свободное время. Используются как индивидуальные (1 – 4 человека), так и коллективные (подгруппа или группа) методы. При коллективной работе возможны 2 варианта: 1) все дети работают одновременно, но с разными наборами фотографий; 2) каждому ребенку дается по 2 – 4 фотографии, и они выкладывают их по очереди, придумывая единый, общий для всех, сюжет.
Педагогические условия использования настольно-печатных игр.
1. Учитывая возраст и уровень знаний, педагог дает ребенку от 2 до 15 фотографий.
2. Организуя данные игры, педагог не проводит никакой предварительной работы. Все знания, необходимые для рассказа, дети получают, рассматривая фотографии и делая логические умозаключения. Следовательно, эти игры не только пополняют багаж природоведческих знаний, но и формируют такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, экстраполяция, индукция и дедукция, логические построения, воображение, фантазия.
Опыт использования этих игр показал, что дети с удовольствием играют в них, просят давать все новые и новые фотографии, сочиняют рассказы, и от раза к разу, по мере накопления знаний и опыта, эти рассказы становятся все богаче и интереснее. Главная же задача педагога – сохранить свободу детей, не превратить игру в опрос. С помощью данных игр педагог легко может отследить, как расширяется круг естественнонаучных и экологических представлений детей, но всю диагностику он осуществляет методом наблюдения за играющими и не превращает ее в тестирование или экзамен. Предлагаемый набор фотографий будет определяться как индивидуальными особенностями детей, так и общими целями и задачами диагностики.
Заключение: описываемые здесь настольно-печатные экологические игры не только формируют естественнонаучные и экологические представления детей, но развивают речь, образное и логическое мышление дошкольников. Кроме того, они могут служить основой диагностики естественнонаучных и экологических представлений детей разного возраста, начиная со среднего дошкольного.
|