ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Уманская Н. В., Иванова А. И.
МБДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного вида
с. Ильинка Новокузнецкого района
Современные базовые документы по образованию и, в первую очередь, «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» много внимания уделяют ведущему принципу дошкольной педагогики – обучению детей в игре. Однако пока практические достижения в этой области не соответствуют пожеланиям, технология использования игровых методов обучения разработана недостаточно. Это и определило направление поисковой деятельности коллектива Ильинского детского сада.
Анализ литературных источников показал, что одной из причин отмеченной ситуации является отсутствие четкого определения термина «Игра». В обиходе игрой называют вид активной деятельности, в результате которой, в отличие от труда, не создается никакого полезного продукта. Отсутствие же четкого определения термина «Игра» тормозит внедрение игровых методов в образовательный процесс, т. к. у педагогов-практиков нет никаких критериев того, что он осуществляет обучение именно в игре. Вместо термина «игровые методы обучения» стали говорить об «игровых приемах» и «игровых моментах».
Такой подход отражает убеждение, что единственным источником новых знаний является получение их от педагога. Между тем, дети могут приобретать знания и из двух других источников: 1) непосредственно из окружающего мира путем и собственных наблюдений и исследовательской деятельности; 2) от самого себя путем логических рассуждений. Первый является наиболее адекватным для дошкольников, поскольку их мышление является действенным и образным. Логический же способ познания мира в нашей образовательной системе, несмотря на постоянные призывы, используется крайне редко, и его методическая база разработана слабо.
Если взрослый стремится все рассказать и показать детям сам, если он отводит ребенку роль зрителя и слушателя, возрастные преимущества действенного, образного и логического мышления не используются и, значит, не развиваются.
Исходя из сказанного мы считаем, что игра это не совершение каких-то определенных действий, а состояние души ребенка. Признаками игры являются следующие показатели: ребенок чувствует себя совершенно свободным и раскованным, не ощущает над собой контроля, имеет возможность действовать самостоятельно, его деятельность не регламентирована, он испытывает радость и удовольствие от своих действий. Следовательно, игровые методы обучения (именно обучения, а не закрепления и проверки знаний) должны базироваться на двух «китах»: 1) на самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей; 2) на их способности к логическим рассуждениям.
Экологическая игротека. Для проверки этих теоретических положений нами создана экологическая игротека (2007 – 2011 гг), основанная на фотографиях, на которых животные представлены в единстве со средой обитания. Фотографии взяты из открытых источников (Интернет, книги, журналы), некоторые выполнены самостоятельно.
На базе этих фотографий разработано 10 типов настольно-печатных экологических игр, каждый из которых существует в нескольких вариантах таблица 1). Игры базируются на развитии у детей логического и наглядно-образного мышления. Они интегрируют формирование естественнонаучных и математических представлений, экологическое, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.
Таблица 1.
Количественная характеристика разработанных игр
№
№
|
Тип
экологических игр
|
Количество
фотографий
|
Количество
игр
|
1.
|
Что сначала? Что потом? (линейный тип игры)
|
12 наборов,
380 фотографий
|
12 игр
|
2.
|
Что сначала? Что потом? (циклический тип игры)
|
34 набора,
720 фотографий
|
34 игры
|
3.
|
Что сначала? Что потом? (вариативный тип игры)
|
74 набора,
1100 фото
|
Бесконечно
|
4.
|
Экологическое лото
|
44 карточки,
220 фотографий
|
16 игр
|
5.
|
Карточку на стол!
|
44 фото
|
16 игр
|
6.
|
Кто лишний?
|
45 фото
|
40 игр
|
7.
|
Кто это?
|
32 фотографии
|
32 игры
|
8.
|
Кто здесь замаскировался?
|
24 фотографии
|
24 игры
|
9.
|
Почему животное так называется?
|
32 фотографии
|
1 игра
|
10.
|
На свете множество собак
|
44 фотографии
|
1 игра
|
Знания, необходимые для каждой игры, дети получают не от педагога, а рассматривая фотографии и делая соответствующие логические умозаключения, исходя из особенностей строения тела животного и возможных способов его взаимодействия с окружающей средой.
Введение игр в образовательный процесс. Наши игры включаются в образовательный процесс практически ежедневно. Иногда педагог берет на себя роль ведущего, но в принципе фотографии постоянно находятся в групповом пространстве, и каждый воспитанник может самостоятельно брать их. Очень часто ребята организуют группы по 2-3 человека и составляют описательный рассказ из жизни животного или спорят о последовательности событий, отраженных на фотографиях. Педагог не вмешивается в ход игры, а лишь наблюдает и делает для себя выводы о достигнутом уровне воображения и речевого развития ребенка, а также о степени зрелости экологического, образного и логического мышления.
Отношение детей к играм. Опыт показал, что дети с удовольствием играют в них, просят давать новые фотографии, сочиняют рассказы, рассказывают их друг другу. Педагог, если его просят, может стать слушателем, но лидером не становится, не навязывает им свое мнение.
Особенно любимыми являются вариативные игры, которые дают большой простор для фантазии и воображения. От раза к разу, по мере накопления знаний и опыта, рассказы становятся все богаче и интереснее. Чаще возникают дискуссии, споры, чаще детям приходится активно отстаивать свою точку зрения. И все реже они обращаются к педагогу, поскольку растет их самостоятельность. Главная задача педагога – сохранить свободу детей, не превратить игру в опрос.
Методические рекомендации
по использованию игровых методов обучения
-
Требования к содержанию фотографий. Животные должны быть сфотографированы на фоне естественной среды обитания, они имеют достаточные размеры, чтобы были четко видны особенности строения тела. На фото отсутствуют сцены гибели, насилия и страдания.
-
Включение игр в образовательный процесс. Отдельные игры проводятся планово как полноценное занятие с частотой 1 - 2 раза в месяц. Внепланово педагог разрешает играть утром во время приема, вечером, в ожидании родителей, в промежутках между режимными моментами.
3. Отсутствие контроля. Вовлекая детей в игру, педагог исключает всякий контроль, кроме обычного наблюдения за порядком и безопасностью детей. Он не проверяет правильность ответов и рассказов, чтобы не превратить игру в опрос, иначе игра разрушится.
4. Отсутствие предварительной работы. Перед игрой не должна проводиться никакая предварительная работа, иначе игра превратится в проверку знаний, а образное и логическое мышление не будут развиваться.
Здесь обычно возникает возражение: а вдруг дети не скажут все, что надо, или допустят ошибку? Ответ может быть только одним: ну, и что? Мы готовим не биологов в университете, мы просто играем с детьми, поэтому относиться к ошибкам надо так же, как если бы они не попали мячом в обруч или неверно воспроизвели мелодию. Для нас главное – не нафаршировать их природоведческими знаниями, а развивать - учить думать, сопоставлять, спорить, доказывать, формировать коммуникативную и познавательную активность, и при правильной организации игр это вполне решаемая проблема.
5. Воспитанники должны быть раскованными и совершенно самостоятельными. В основе данной рекомендации лежат соображения, высказанные в предыдущем пункте.
6. Эмоциональность и заинтересованность педагога. Чтобы дети начали играть, педагог постоянно выражает свою заинтересованность. Если он холоден, не эмоционален, дети играть не станут. Но эта заинтересованность не должна выражаться в подмене активности детей, в принятии на себя роли лидера, иначе дети превратятся в пассивных слушателей и зрителей. Игра погибнет.
7. Большие познавательные возможности детей в области природоведения и экологии. Зачастую приходится слышать возражение: зачем им это надо? Разве дети дошкольного возраста способны воспринять такие сложные понятия, как роль окраски в жизни животных или связи между строением тела и особенностями среды обитания? Ответом могут быть результаты наших многолетних исследований. Выяснилось, что среди всех областей знаний, с которыми знакомят детей в детском саду, самые высокие познавательные возможности дошкольников проявляются в образовательной области «Природоведение». Говорить, читать, считать, рисовать, ходить они начинают учиться почти с нуля, но уже с трех лет они задают вопросы, над решением которых бьются крупнейшие научные коллективы мира: Как мы растем? Как появился первый человек на земле? Что будет, если кота повязать с собакой? Как появились звезды на небе?
Откуда у малышей такое чутье на глобальные проблемы Природы? Не задаст же ребенок такого вопроса по математике, на который не ответит ни один ученый мира? А в природоведении это нормальное явление, к которому все давно привыкли. Результаты собственных педагогических экспериментов дали нам основание предположить, что первые 6 лет жизни являются сенситивным периодом для восприятия детьми общебиологических закономерностей. Поэтому дети с большим интересом участвуют в обсуждении описанных выше экологических проблем.
Заключение. Разработанные нами экологические игры развивают образное и логическое мышление детей и тем самым способствуют обогащению их экологических представлений.
|