Опубликовано: Управление дошкольным образованием. – 2011. - № 5. – С. 76 – 80.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ
Иванова А. И., Уманская Н. В.,
«Ильинский детский сад» комбинированного вида
Цель настоящей статьи – показать, что в современных условиях дошкольное образовательное учреждение имеет широкие возможности для осуществления поисковой и инновационной деятельности.
Под инновационными процессами понимается комплексная деятельность учреждения по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Каждую инновацию характеризует ряд количественных и качественных признаков, которые позволяют объективно оценить значимость инновации и степень новизны апробируемых новшеств. В соответствии с представлениями М.М. Поташника и В. С. Лазарева, каждая инновация имеет определенный жизненный цикл, в котором можно выделить 9 ступеней (таблица 1).
Жизненные циклы инноваций Ильинского детского сада
Название инноваций
|
Ступени
|
Номер
|
Название
|
Создание экологической тропы
|
9
|
Финиш
|
Внедрение детского экспериментирования как ведущего метода обучения, учитывающего возрастные особенности мыслительных процессов дошкольников
|
9
|
Финиш
|
Комплексный подход к организации педагогического процесса на основе модульного принципа
|
9
|
Финиш
|
Формирование экологической развивающей среды
|
6
|
Насыщение
|
Организация лаборатории
|
6
|
Насыщение
|
Экологическое образование и детей дошкольников
|
5
|
Диффузия
|
Использование метода моделирования для формирования у детей экологических понятий и представлений
|
4
|
Освоение
|
Формирование естественнонаучных представлений средствами физкультурных и музыкальных игр
|
2
|
Быстрый рост
|
Формирование естественнонаучных представлений с помощью дидактических игр, разработанных самостоятельно
|
1
|
Старт
|
Формирование естественнонаучных представлений с помощью конкурсов, викторин, КВН
|
1
|
Старт
|
Формирование естественнонаучных представлений с помощью развлечений
|
1
|
Старт
|
Кроме этого, инновации можно оценивать и по другим параметрам.
В Ильинском ДОУ модификационными были такие новшества, как формирование экологической развивающей среды. Для нас проблема нова в плане подбора растений и использования их в педагогическом процессе, поскольку способствует осознанному восприятию детьми экологических понятий и представлений.
Как комбинаторную мы оцениваем создание лаборатории и экологической тропы. Под лабораторию выделено специальное помещение, в котором дети проводят опыты, требующие длительного наблюдения. Здесь собрано оборудование, хранятся коллекции, имеются макеты.
Экологическая тропа насчитывает 33 объекта. В ее паспорте рядом с фотографией каждого объекта дано его описание и темы бесед (в количестве от 3-х до 12-и), которые можно провести на его базе.
Идеей, высказанной ведущими учеными, но не внедренной в практику, является детское экспериментирование. Данное нововведение является системным и радикальным. Оно позволяет создавать и накапливать собственный опыт, давать концептуальное обоснование новых воспитательно-образовательных систем. На его основе опубликовано 6 пособий.
Как радикальный, мы апробировали метод моделирования. Масштаб инноваций оценивается как системное нововведение, а инновационный потенциал – как радикальный. В основу положены собственные научные разработки, позволяющие детям моделировать различные экологические ситуации и прогнозировать их последствия с помощью динамических моделей.
Помимо моделей этого типа, в ДОУ имеется много статических моделей, инновационный потенциал которых оценен как модификационный.
Системным и радикальным является модульный принцип организации педагогического процесса. Данная инновация прошла все ступени жизненного цикла. Основанием для ее внедрения послужили те негативные моменты, которые отмечаются в системе дошкольного образования:
- приближение педпроцесса к школьной модели обучения;
- уменьшение удельного веса игры в учебном процессе;
- усиление авторитарности педагога в отношении детей.
Выдвинутая гипотеза о том, что модульный принцип организации педагогического процесса позволит ослабить вышеупомянутые негативные тенденции, оправдалась.
Радикальными планируется сделать инновации, которые пока находятся на 1-й ступени своего жизненного цикла. Они нацелены на разработку разнообразных игр, которые позволят детям не только закреплять знания, полученные ранее, но и приобретать новые.
Заключение. Из сказанного следует, что в настоящее время в системе дошкольного образования имеются все условия для осуществления педагогического эксперимента. Мотивацией для этого служит стремление ДОУ к совершенствованию педагогического процесса, к созданию природосообразной модели обучения, которая учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и максимально использует их преимущества для развития личности ребенка-дошкольника.
|