Понедельник
23.12.2024
12:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Ильинский детский сад" комбинированного вида
Главная Мой профиль Выход

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


К вопросу о диагностике исследовательского развития дошкольников

Познавательная деятельность – «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [2].

Как следует из приведенных определений, исследовательская деятельность является одной из форм познавательной деятельности. Приобретать информацию об объектах, явлениях и процессах можно и иными способами, помимо исследования. В связи с этим диагностику познавательной деятельности и диагностику исследовательской деятельности мы проводим раздельно.

Если ребенок по какому-то этапу опережает программу на 1 группу (см. Таблицу 3), он получает 1,5 балла, если опережает свою программу на 2 группы или выходит за пределы дошкольных требований, получает 2 балла. У такого ребенка суммарное количество баллов превысит число 12.

Если ребенок по какому-то этапу не овладел программой своей группы, отстает от нее на 1 группу, он получает 0,5 балла; если отстает на 2 группы, получает 0 баллов. Суммарное количество баллов окажется меньше 12.

 

Технология диагностики

Диагностирование проводится путем каждодневного наблюдения за ходом исследовательской деятельности – на специально организованных занятиях по всем образовательным областям, в режимных моментах, в свободной деятельности. Не чувствуя контроля, дети ведут себя более естественно и, как следствие, показывают более высокий результат. Тестирование, специальная проверка детей не предполагаются.

Полученные данные вносятся в диагностические карты 1, образец которой приведен ниже. Суммарное количество баллов по всем 12 пунктам позволяет сделать вывод об общем уровне исследовательского развития данного воспитанника.

Диагностическая карта 1.

Уровень исследовательского развития

ребенка старшей группы Ильинского МБДОУ

Авдеева Сергея

 

этапа

Содержание этапа

15.09.

2015

15.01.2016

15.05.2016

1.

Осознание проблемы

1

1,5

 

2.

Формулирование целей и задач исследования

0,5

1

 

3.

Продумывание методики

1

1,5

 

4.

Выслушивание инструкций и рекомендаций взрослого

0,5

0,5

 

5.

Прогнозирование последствий своих действий

0,5

0,5

 

6.

Выполнение работы

1

1

 

7.

Выполнение правил безопасности

0,5

0,5

 

8.

Наблюдение хода исследования

1

1,5

 

9.

Фиксирование результатов эксперимента

0,5

1

 

10.

Анализ получаемых результатов

1

1,5

 

11.

Словесный отчет об увиденном

1,5

2

 

12.

Формулирование выводов

1

1,5

 

 

Итого

10

14

 

 

Анализ результатов диагностики интересен в том плане, что в нем отражается не только степень исследовательской активности ребенка, но, в какой-то мере, его психологический портрет.

Так, из карты видно, что Авдеев Сергей является хорошим экспериментатором; он наблюдателен, понимает смысл исследовательской деятельности и грамотно анализирует результаты опытов, обладает высоким уровнем речевого развития. Но, вероятно, он импульсивен; увлекаясь непосредственным делом, не вникает в рекомендации взрослых, забывает подумать о возможных последствиях своих действий и о соблюдении правил безопасности.

Кроме того, из карточки видно, что за первое полугодие у Сергея улучшились показатели по пп. 1, 2, 3,8, 11, 12, но не изменились по пп. 4, 5, 7.

В дальнейшем, составляя индивидуальный маршрут Сергея, педагог оценит его любовь к исследовательской деятельности, продумает формы его дальнейшего участия в экспериментах, но обязательно запланирует целенаправленную работу по выработке у него осторожности, чтобы снизить риск возможных ЧП не только в ДОУ, но и вне его стен.

Групповая диагностическая карта. По индивидуальным данным отдельных детей создается диагностическая карта группы, образец которой приведен ниже (Карта 2).

 

Диагностическая карта 2.

Уровень исследовательского развития

детей старшей группы (январь, 2016 год)

 

Фамилия

ребенка

Номера этапов эксперимента

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Авдеев С.

1,5

1

1,5

0,5

0,5

1

0,5

1,5

1

1,5

2

1,5

14

2.

Веселов К.

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

1

10

3.

Крупник Э.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

7,5

4.

Соловьев А.

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

2

1,5

2

2

1,5

1,5

19

 

Анализ результатов диагностики. Результаты, внесенные в карту, позволяют оценить общий уровень исследовательского развития детей. В приведенном примере этот показатель достаточно высок (последняя колонка).

Особо выделяется своей культурой экспериментирования Соловьев Алеша - мальчик вдумчивый, умеющий работать и руками, и головой.

Вызывает тревогу Крупник Элла: она либо недавно стала посещать детский сад и еще не приобрела необходимых навыков экспериментирования, либо вообще испытывает затруднение в обучении по всем образовательным областям. В дальнейшем прицельное наблюдение за ребенком и при необходимости - психологическая диагностика позволят выявить причины такого отставания: общая слабость мыслительных процессов, страх перед экспериментированием, постоянные запреты самостоятельной деятельности в семье, низкий социальный статус в группе или иное. Исходя из этого, будет разрабатываться ее индивидуальный образовательный маршрут.

Зато вызывает тревогу тот факт, что у многих детей группы страдают произвольность внимания и способность соблюдать правила безопасности (см. пункты, по которым многие дети получили оценку 0,5). Такие выводы педагог относит уже не к детям, а к себе. Обратив внимание на выявленный факт, он скорректирует образовательный процесс в нужном направлении.

 

Рекомендации.

1. Возможно, на первых порах заполнение диагностических карт покажется педагогам лишней нагрузкой. Но эта работа позволит внимательнее вглядеться в каждого ребенка, проанализировать его индивидуальные особенности, выявить сильные и слабые стороны, понять, над чем надо работать, чтобы создать условия для максимального раскрытия исследовательского потенциала воспитанника.

2. Время, затраченное на диагностику, окупится за счет более экономной и продуктивной организации образовательного процесса.

3. Полученные результаты окажутся полезным не только для познавательно-исследовательской деятельности как таковой, но и для всех остальных образовательных областей, поскольку исследовательская деятельность является постоянным компонентом всех направлений развития личности воспитанника. Она во многом способствует развитию самостоятельности детей, что красной нитью проходит через весь документ «ФГОС ДО».

4. Воспитатель сам решает, будет он вести индивидуальные диагностические карты на всех детей или выборочно на тех ребят, которые нуждаются в особом подходе (Карта 1). Возможно, для большинства воспитанников достаточно общегрупповых карт (Карта 2).

Категория: Мои статьи | Добавил: ymanskai_nv (20.11.2018)
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПОС Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта