Ключевые слова: ФГОС ДО, средняя группа, математика, детская исследовательская деятельность
Аннотация. Авторами разработан проект по включению детей среднего возраста в исследовательскую деятельность при ознакомлении с понятием «Геометрическая форма».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) выделяет, как самостоятельное направление, познавательно-исследовательскую деятельность детей [5, 6]. Вышеназванный документ рекомендует начинать эту работу с первого года жизни и реализовать во всех областях знаний, при любых формах непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в повседневной жизни, в ДОУ и в семье.
Однако к настоящему времени проблема до конца не решена ни в теоретическом, ни в практическом плане. Довольно полно разработаны естественнонаучные и экологические эксперименты, объектами которых являются растения, животные, человек, сезонные явления природы [3]. Теоретическое обоснование детского экспериментирования дано в работе [1]. В других областях знаний есть только отдельные наработки. В качестве примера можно привести программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» [4], в которой довольно много внимания уделяется экспериментированию при реализации детской изобразительной деятельности.
Материалов по исследовательской деятельности детей в области математики мало. В старых программах математические понятия зачастую преподносились детям в абстрактном виде и были оторваны от реальной жизни. Чтобы уменьшить этот разрыв, мы поставили перед собой цель самостоятельно разработать комплект дидактических игр по теме «Геометрические фигуры». В основе проделанной работы лежит самостоятельная исследовательская деятельность детей, которые принимали непосредственное участие в разработке пособия.
Эксперимент проводился в разновозрастной группе Ильинского детского сада, которую посещают 26 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Он был организован в рамках функционирующей на базе нашего ДОУ районной экспериментальной площадки по теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»,
Работа велась в два этапа.
На первом этапе, опираясь на исследовательскую деятельность детей, мы вместе с ними создавали дидактическое пособие «Геометрические фигуры». Вначале педагог показал детям абстрактные геометрические формы – круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Убедившись, что ребята их запомнили, педагог попросил их внимательно исследовать окружающее пространство и найти в групповой комнате как можно больше предметов, имеющих такую же форму. Вначале ребята растерялись, задания такого типа им были непривычны. Но потом началась активная поисковая деятельность: ребята с большим интересом исследовали свое окружение. Каждую находку мы фотографировали вместе с детьми. Им было очень интересно видеть предмет сначала в реальном мире, затем на экране фотоаппарата, а еще позже – на отпечатанной фотографии. Они рассматривали готовые фотографии, хвалились: «Это я нашел».
По мере накопления материалов и по мере того, как дети вникали в смысл предложенной игры, интерес к работе усиливался. Возрастала и творческая активность. Исследуя свое ближайшее окружение, они замечали все новые и новые предметы и даже детали отдельных предметов четырех указанных геометрических форм. Конечно, было много повторов, особенно у детей четвертого года жизни. В этом случае мы предлагали просмотреть отпечатанные фотографии и вместе с ребенком находили фото названного предмета. Предлагали: «Ищи то, чего пока никто не заметил».
Между старшими детьми возникло своеобразное соревнование: кто найдет что-нибудь интересное, чего еще нет в коллекции? Ребенка, обнаружившего в групповой комнате ту или иную никем не замеченную геометрическую форму, морально поощряли, хвалили, вызывая у остальных желание не отстать от друга. Такая работа длилась 4 - 5 дней.
За это время дети обнаружили в групповой комнате 42 предмета:
- 12 предметов, имеющих форму прямоугольника (двери шкафа, межкомнатные двери, книги, поднос, стол для игрушек, стол в кукольном уголке, диван, кузов игрушечной автомашины и пр.),
- 9 предметов треугольной формы (кегли, торец крыши игрушечного домика, буквы «А» и «Л» в крупных заголовках на стендах, пирамидку и др.),
- 11 предметов круглой формы (настенные часы, тарелки, блюдца столовой и кукольной посуды, кольца пирамидки, колеса игрушечных машин, лазерный диск, обруч и пр.);
- 10 предметов квадратной формы (крышка стола, сидение стульчика, поднос, поддон для цветочного горшка и др.).
Потом мы перешли на участок. Работали по той же схеме. Здесь за 3 дня дети обнаружили 9 предметов, имеющих форму прямоугольника, 10 предметов треугольной формы, 12 предметов круглой формы и 6 предметов квадратной формы. В основном это были детали спортивного оборудования и имеющихся на участке строений.
В результате у воспитанников возникала устойчивая связь между реальным предметом и предметом, запечатленным на фотографии.
Всего дети нашли 79 предметов, имеющих знакомые геометрические формы. Как результат проделанной работы, у нас образовался комплект из 79 фотографий. Все фотографии мы распечатали и заламинировали. Одновременно сделали фотографии абстрактных геометрических форм – квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
На втором этапе эти фотографии использовались в дидактических играх – как в форме карточек, так и вырезанные. Благодаря современной копировальной технике подготовить соответствующие наборы для каждого ребенка не представляет труда.
Ниже дается описание некоторых вариантов использования подготовленного комплекта в дидактических играх.
Первый вариант - традиционный: педагог предлагает детям из абстрактных вырезанных фигур сложить композицию (домик, елочку, машину и др.).
Второй вариант: в предложенном наборе фотографий предметов, которые дети нашли в групповой комнате и на участке, педагог просит найти предметы той геометрической формы, которую он показывает им, держа в руках фото абстрактной фигуры или саму фигуру.
Вскоре мы заметили, что эти задания являются слишком простыми для ребят, которые только что участвовали в сложном поиске; они недостаточно развивают познавательно-исследовательскую деятельность, поэтому были разработаны и иные задания.
Третий вариант: на рисовании мы рисуем, в лепке - лепим, в аппликации - вырезаем и клеим, причем работаем в трех варантах: с абстрактными фигурами, с фотографиями реальных предметов и с самими реальными предметами. Данное упражнение прекрасно развивает мелкую моторику рук и пространственное мышление.
Поскольку, как было сказано выше, техника сейчас позволяет сделать в домашних условиях любое количество копий, фотокопии геометрических фигур и предметов соответствующей формы мы раздавали каждому ребенку, давая им возможность самостоятельно вырезать, склеивать, апплицировать различные фигуры.
Четвертый вариант: педагог предлагает детям потрогать и обвести пальчиком абстрактную геометрическую фигуру на карточке и реальный предмет такой же формы. Чем различаются полученные ощущения? С помощью этих заданий дети учатся определять объемные и плоскостные геометрические фигуры на ощупь, соотносить тактильный образ предмета со зрительным; это позволяет развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Пятый вариант позволяет детям научиться соотносить абстрактную геометрическую форму с формой реальных предметов. Для этого в групповой комнате или на прогулке проводим подвижную игру – раздав детям по одной фотографии абстрактных фигур, просим найти в окружающем пространстве предмет аналогичной формы и встать рядом с ним. Игра ведется индивидуально или небольшими группами.
Шестой вариант игр помогает развивать навыки детей по ориентировке в пространстве: «Посмотри, что изображено на этой фотографии?» (Например, кубик). «Найди глазками настоящий кубик в группе. С какой стороны от тебя он находится?» (слева, справа, вверху, внизу, сзади, спереди, в правой руке, в левой). Для усложнения даются задания, в которых дети должны не только определить направление «от себя», но и двигаться в этом направлении. Эти знания ребята закрепляют в играх, в режимных моментах, на прогулке и т. д.
Седьмой вариант представляет собой очень любимую ребятами игру в прятки: педагог показывает фото геометрической фигуры и говорит: «Предмет такой же формы находится от тебя справа (вверху, внизу и пр.). Найди его». Предмет может лежать открыто, но может быть и слегка прикрыт или спрятан.
В работе с самыми старшими и сообразительными можно усложнить задание - предложить искать предмет на ощупь с завязанными глазами, но большинство наших детей еще малы для таких заданий.
Восьмой вариант игр учит определять объемные и плоскостные геометрические фигуры на ощупь, соотносить тактильный образ предмета со зрительным. Эти игры (по типу «Чудесный мешочек») развивают чувствительность кожного анализатора, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук. Определив таким способом предмет, ребенок называет его форму и выбирает ту карточку, на которой изображена соответствующая абстрактная геометрическая форма – круг, квадрат, прямоугольник или треугольник.
Девятый вариант неизменно вызывает у детей большой интерес: из довольно большого набора фотографий реальных предметов они выбирают те, которые имеют одинаковую форму, и составляют из них цепочку. За столом обычно сидят 3 - 4 ребенка; один работает с круглой формой, второй - с квадратной и т.д.
Десятый вариант игр тренирует два противоположных свойства мышления: способность абстрагироваться от конкретики и, в то же время, анализировать эту конкретику. Детям дают два реальных предмета, имеющих одинаковую геометрическую форму (например, мяч и яблоко, кеглю и морковь), и предлагают найти отличия. Это будут размер, материал, фактура и иные показатели. А форма у них общая. Такие задания являются сложными, их могут начать выполнять только некоторые дети старшей подгруппы. Значимость же игр такого типа заключается в том, что они позволяют постепенно переводить детей на принципиально иной, более высокий уровень мышления.
Опыт использования описанных игр показал, что дети относятся к ним с большим интересом; в результате представления о геометрических формах становятся более прочными, осознанными и реалистичными. Слова «круг, квадрат, треугольник» прочно вошли в активный словарь. Отсюда следует, что образовательные цели проекта достигнуты.
Немаловажно, что в нашем проекте образовательный процесс осуществляется не в набившей оскомину форме обязательного занятия, напоминающего школьный урок, а в свободной нерегламентированной деятельности, когда детям кажется, что они просто играют, соревнуются между собой. Это позволяет им чувствовать себя раскованно, работать в темпе и ритме, соответствующим их индивидуальным психологическим и познавательным возможностям, что особенно важно в разновозрастной группе.
Хочется отметить и еще одно интересное явление: несколько ребят по собственной инициативе «подключили к работе» родителей и с их помощью подготовили личные альбомы фотографий предметов разной геометрической формы, имеющихся у них дома. Для нас это был первый опыт по включению родителей в образовательную деятельность.
Заключение. Конечно, в настоящее время гораздо проще найти дидактические игры в литературе или скачать их из Интернета, чем готовить пособие самостоятельно. Еще сложнее создавать пособие силами детей; на это требуется значительно больше времени и усилий. Но этот, казалось бы, подготовительный период является самым важным и представляет собой ядро образовательного процесса. Именно здесь осуществляется конкретизация понятия «геометрическая форма».
Ценность данного периода не сводится только к приобретению новых знаний. В основе нашей работы лежит представление о том, что в дошкольном образовательном учреждении знания являются не самоцелью, а только средством развития ребенка [2]. Через активное участие в подборе и изготовлении дидактических игр у детей формируются такие личностные качества, как умение исследовать окружающую среду, наблюдательность, самостоятельность, коммуникативность, речевое развитие, творческий подход к решению поставленных задач, желание самим трудиться, самоутверждение, повышение самооценки – все те качества, которые входят в понятие «развитие ребенка».
Последующие дидактические игры, описанные выше как второй этап проекта, закрепляют полученные знания и продолжают формировать вышеназванные личностные качества детей.
Такой подход к организации образовательного процесса дает возможность реализовать многие положения ФГОС ДО [6] о современных требованиях к деятельности дошкольных учреждений.
Литература
1.Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.
2.Иванова А. И. Обучать или развивать? // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 6. – С. 32 – 35.
3.Иванова А. И. Методический комплекс «Живая экология» - // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3. – С. 94 - 98.
4.Крылова Н.М. Детский сад - дом радости: примерная образовательная программа дошкольного образования. – М., 2014.
5.Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
|